http://images.vfl.ru/ii/1587966540/f75325f4/30340459.jpg

В век виртуального общения звонки были заменены на СМСки, потом на смену СМС пришли мессенджеры. На сегодняшний день, по данным Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана, в республике пользуются Интернетом 22 миллиона человек. Из них 19 миллионов используют мобильный Интернет и общаются в мессенджерах.

Так что можно с уверенностью сказать, что мессенджеры практически догнали социальные сети как источник информации, в том числе и новостной. И наиболее популярным в Узбекистане является Telegram.

Павел Дуров не раскрывает точные данные по количеству пользователей в разрезе стран, но точно известно, что в Узбекистане Telegram уверенно держится в топе скачиваемых на GooglePlay и AppStore приложений, что подтверждается данными App Anie по состоянию на апрель 2020 года.

Действительно, не успев открыть глаза, мы первым делом начинаем просматривать сообщения и новости в Telegram, погружаясь в обсуждение самого широкого круга тем, от семейных вопросов до общественных и государственных проблем. И так происходит не только в столице, но и во всех регионах страны.

До Telegram:

UzNet, имеющий самую многочисленную аудиторию в Центральной Азии, всегда пытался создать что-то своё, в том числе и в области онлайн-общения. Разработка и развитие национальных социальных сетей, мессенджеров и т.д. рассматривается узбекским правительством как альтернатива популярным зарубежным аналогам. И если они и не будут пока востребованы, то всё равно должны быть, как запасной вариант на всякий случай.

Примерно с 2008 года, в Узбекистане наблюдалась тенденция на создание социальных сетей, и мессенджеров. Они создавались каждый год по несколько штук.

Были такие проекты, как Doira.uz, Muloqot.uz, Sinfdosh.uz, bamboo.uz – местные аналоги соцсетей; мессенджеры GAPim, Va4ach, galagram, uzbekchat, uzphone и многие другие, но все они просуществовали недолго: от нескольких месяцев до нескольких лет. Главными причинами их провала стали недоверие к национальным продуктам и отсутствие финансов у разработчиков.

Начало популярности:

До октября 2013 года в топе самых скачиваемых в Узбекистане приложений были WhatsApp и Viber. О продукте братьев Дуровых в то время мало кто знал.

Потом, по каким-то причинам, эти мессенджеры в республике стали работать с перебоями: ощущались сложности в скачивании изображений и музыки, пропадала аудио- и видеосвязь. Никаких сложностей не возникало только при обмене текстовыми сообщениями.

Решить проблему можно было, но через VPN, а это дополнительный трафик, и многих такой вариант не устраивал. Пользователи начали искать альтернативу и наткнулись на Telegram, который предоставлял те же возможности для общения, но при этом работал без помех.

Павел Дуров, говорил что никакой PR-активности вокруг мессенджера в Узбекистане не проводилось.

Telegram, как проект некоммерческий, нигде никогда не рекламировался. Тем более, в Узбекистане.

Павел Дуров

Аудитория Telegram множилась исключительно благодаря «сарафанному радио»: пользователи рекомендовали мессенджер друг другу.

По данным компании AppAnnie, 6 ноября 2013 года Telegram вырвался на 30 место в топе всех приложений AppStore в Узбекистане. На следующий день мессенджер занял первую строчку, где и продолжает оставаться до сих пор.

Почему Telegram?

Популярность мессенджера в Узбекистане имеет несколько причин.

Мессенджер был похож на WhatsApp, не нужно привыкать к новому интерфейсу. Многофункциональный. Можно пользоваться на телефоне с Android и iOS, компьютере или прямо в браузере.
Низкое потребление мобильного трафика с результатом от 0,42 МБ до 3,75 МБ за один 1 час использования, что на 35 – 40% меньше, чем у мессенджера Facebook.

Безопасность: мессенджер использует сразу несколько алгоритмов шифрования. Мессенджер разрешает двухфакторную аутентификацию, есть таймер сообщений, функция «секретного чата», имеется возможность удалить любые сообщения собеседника в любое время, сессию на незнакомом девайсе можно прервать.

Легальная анонимность. Telegram не требует предоставлять настоящее данные при регистрации и не ставит своих пользователей перед выбором: «нарушить или принять последствия». Идентификатором служит номер мобильного телефона.Нет рекламы и спама. Безлимитное облако, которое всегда «под рукой».

Аудитория Telegram:
По предварительным аналитическим данным Telegram используют в среднем около 18 миллионов активных пользователей по всему Узбекистану. Расширяется база каналов, на сегодняшний день их количество составляет более 30 тысяч.

Средний узбекистанец тратит на Telegram больше времени, чем на государственное телевидение.

Пол: 43% – женщины, 57% – мужчины​

​% жителей, у которых есть Telegram, по полу и возрасту: Мужчины: «18–24» – 19%, «25–34» – 24%, старше 34 – 11%. Женщины: «18–24» – 11%, «25–34» – 12%, старше 34 – 7%
Каждый день появляется от 500 тысяч новых пользователей. Даже если учесть, что какая-то часть из них является фейковыми аккаунтами, «ботами» для накрутки или 2–3 аккаунтами для одного человека, всё равно число довольно внушительное.

В феврале этого года Telegram провёл масштабную чистку каналов от «мёртвых душ». Суммарное число отписок в узбекском сегменте Telegram составило около 4 миллионов.

Чистка отразилась не только на количестве узбекских каналов. Россия «потеряла» 6,9 миллиона, Иран – 5,3 миллиона, Украина – 250 тысяч «мёртвых душ».

ТОП 3 цитируемых публичных каналов
@koronavirusinfouz – официальная информация о ситуации с коронавирусом в Узбекистане. Количество подписчиков – 1 446 145, охват одной публикации – 575 тысяч, дневной охват аудитории 25,8 миллиона;
@kunuzofficial – официальный канал новостного сайта Kun.uz. Количество подписчиков – 1 312 447, охват одной публикации – 611 тысяч, дневной охват – 32,2 миллиона.
@Daryo – официальный канал новостного сайта Daryo.uz. Количество подписчиков – 936 232, охват одной публикации – 414 тысяч, дневной охват —23,6 миллиона.

Коронавирус и Telegram:

Несколько месяцев подряд одной из самых популярных тем в telegram-каналах является тема коронавируса. 280 тысяч публикаций по теме, 1,3 млрд просмотров публикаций суммарно, 17 тысяч каналов.

За месяц команда мессенджера верифицировала и разослала информацию о 17 официальных каналах, представляющих министерства здравоохранения в разных странах.

Индия – 886 тысяч подписчиков
Израиль – 160 тысяч.
Казахстан – 363 тысячи.
Малайзия – 456 тысяч.
Саудовская Аравия – 98 тысяч.
Сингапур – 178 тысяч.
Испания – 29 тысяч.
Украина – 841 тысяча.
Узбекистан – 1 млн 311 тысяч.

И хоть Telegram известен тем, что он не сотрудничает с правительствами, в этом случае было сделано исключение для распространения информации о коронавирусе.

«Нынешняя пандемия представляет угрозу для всего нашего вида. Когда она закончится, мир не вернется к нормальной жизни. Мы станем свидетелями цивилизационного сдвига, который будет распространяться сквозь поколения. Все мы должны обеспечить, чтобы новый мир, который должен был родиться, был лучше, чем тот, который мы оставляем позади.

Это шанс для людей использовать свое время в изоляции, чтобы создать лучшую версию себя, и шанс для технологий доказать свою ценность для человечества. Вот почему я считаю, что мы в Telegram должны делать все возможное, чтобы не только сдерживать пандемию и бороться с распространением непроверенной информации, но и находить новые способы движения вперед». – написал в своём канале Дуров.

Telegram как инструмент заработка:

Минимальная цена на рекламный пост – 30$. Максимальная – 400$. Столь сильный разброс объясняется не только количеством подписчиков, но и качеством аудитории.

Всё больше и больше компаний идут за рекламными услугами в Telegram. Даже международные бренды при выходе на рынок пользуются им: покупают рекламу в каналах, создают ботов для общения и продаж.

Дороже всего реклама стоит в каналах, посвящённых экономике, финансам, банковской деятельности; здесь цены начинаются от 75$. Далее следуют персональные каналы блогеров – от 40$.

Реклама на каналах официальных СМИ – от 400$.

Власть и Telegram:

Telegram настолько закрепил свои лидерские позиции, что представители госорганов и власти для передачи информации сделали мессенджер основным инструментом.

Начиная от руководителя страны и заканчивая региональными чиновниками – все имеют свой telegram-канал. Ряд государственных структур представляют здесь свои услуги.

У Министерства занятости и трудовых отношений есть @mehnatbot; Министерство внутренних дел Узбекистана и Главное управление внутренних дел Ташкента запустили @PassportInfoUz_Bot, с помощью которого можно получить бланки, используемые в подразделениях миграции и оформления гражданства и т.д.

Детище Павла Дурова пускает свои корни в Узбекистане всё глубже и глубже, и теперь его не назовёшь временным явлением. Сервис, который приобрёл популярность в стране почти по чистой случайности, теперь является частью её жизни.