http://images.vfl.ru/ii/1577278298/3010801a/29022692.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1577278298/b24eb299/29022693.png
http://images.vfl.ru/ii/1577278306/b5a99296/29022701.png
http://images.vfl.ru/ii/1577278314/1313f985/29022702.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1577278314/c1580284/29022703.jpg
Идея о создании компьютерных игр начала витать в воздухе в 50х – 60х годах ХХ века. На тот момент увеличение вычислительной мощности компьютеров стало позволять создавать простые текстовые игры. Так в 1952 году появляется первый компьютерный аналог игры в крестики нолики, в 1958 году «Tennis for Two». Позднее в течение 60х годов появляются первые текстовые симуляторы баскетбола и бейсбола. Тем удивительнее, что первая игровая приставка доступная для домашнего использования не была в полной мере цифровым устройством. Magnavox Odyssey выпущенная в 1972 году не имела в своем устройстве микропроцессоров и микросхем. Внутри у нее было 40 транзисторов и 40 диодов.

Идея создания игровой приставки которая могла бы подключаться к любому телевизору, позволяя при этом играть в игры у себя дома, пришла в голову Ральфу Баеру, главному инженеру компании Sanders Associates занимавшейся на тот момент разработкой систем самозащиты самолетов и систем тактического наблюдения и разведки. Ральф решил сделать приставку в 1966 году и за три года им и его командой было создано 7 прототипов приставки. Финальная версия получила название Brown Box. Это была массивная деревянная коробка с двумя контроллерами. С получившимся прототипом (который на данный момент находится в Национальном музее американской истории) Баер и начал обивать пороги компаний которые могли бы производить придуманную им приставку.

Прототип приставки

В связи с новизной идеи большинство компаний не увидело коммерческой выгоды в данной разработке. В итоге в 1971 году был подписан контракт с компанией Magnavox. Однако выпуск приставки был отложен аж до 1972 года, т.к. перед выпуском Magnavox потребовали полной переделки внешнего вида приставки. В результате данного сотрудничества в сентябре 1972 года на рынок вышла первая в мире игровая приставка для телевизоров положившая старт домашним видеоигровым развлечениям.

Приставка продавалась по цене 99 долларов 95 центов, что на данный момент с учетом инфляции составляет 613 долларов 33 цента или в переводе на рубли(если кому-то так проще осознать стоимость приставки) составляет 40 197,65 рублей. Т.е. данная игровая приставка была очень не дешевым развлечением и позволить ее могли себе далеко не все семьи.
В комплекте с Magnavox Odyssey поставлялись также некоторые аксессуары. Вместе с приставкой приобретались картриджи, внешне очень похожие на картриджи к более поздним игровым приставкам. Также в комплекте шли цветные полупрозрачные накладки на телевизор необходимые для игр, можно было приобрести блок питания (по умолчанию приставка работала от батареек) и световое ружье(по принципу действия аналогичное световым пистолетам продававшимся с приставками Денди). Кроме того к приставке можно было приобрести кейс для транспортировки.

По итогам всего времени продаж приставка продалась в количестве 350 000 копий. Что довольно скромный результат при котором нельзя говорить о финансовой успешности продукта. На такие результаты повлияло несколько факторов, начиная от стоимости девайса, его новизны и того факта, что на момент старта продаж приставка продавалась только в магазинах Magnavox и заказчивая тем, что в связи с названием и ошибками в маркетинговой компании, многие покупатели думали, что данная игровая приставка работает только с телевизорами фирмы Magnavox Odyssey. Данная модель приставки продавалась в течение трех лет и в 1975 году ее производство было свернуто, а она была заменена на более новую модель.

Особенности конструкции и начинка игровой приставки

Magnavox Odyssey как уже упоминалось выше не имела внутри привычных на данный момент компонентов, в ней не было ни микропроцессоров ни микросхем. Работа приставки была основана на диодно-транзисторной логике. Данный принцип работы использовался во многих ЭВМ 60х годов, например в БЭСМ-6(первой советской суперЭВМ произведенной в 1967 году). Внутри приставки было 40 диодов и такое же количество транзисторов. Управлялась приставка двумя контроллерами выглядевшими как прямоугольные коробочки с двумя верньерами по бокам. Один из крутящихся элементов отвечал за перемещение управляемой точки на экране по вертикали, другой за перемещение по горизонтали. Игры запускались с помощью картриджей. Однако сами картриджи не имели внутри электронной начинки и не несли в себе никакой информации, а служили просто переключателями, которые замыкали выводы в самой игровой приставке, включая при этом правила той или иной игры. Всего к данной приставке выпускалось 12 картриджей с разными наборами игр. Картриджи были пронумерованы и по какой то причине 11 картридж оказался загадочно утерян. На данный момент в интернете нет сведений о составе игр на данном картридже и вообще информации о его существовании. Большинство ресурсов помечает все данные о нем словом «неизвестно». К каждой игре прилагались цветные накладки на телевизор которые и были основой игры позволяющей верно ее воспринимать. Накладки продавались в двух диагоналях 18 и 23 дюйма. Звук приставка воспроизводить не умела. Ральф Баер предлагал создание картриджей расширяющих функционал приставки, в том числе и добавляющих звук, но на тот момент данная идея производителем была отвергнута.

Игры для Magnavox Odyssey сложно назвать компьютерными играми в нынешнем понимании. За исключением понга и игр которые предполагали взаимодействие со световым ружьем игры для данной приставки напоминали скорее настольные игры, в которых игровая приставка была вспомогательным элементом. Более того, если на данный момент найти приставку и включить ее без накладок на телевизор, окажется что играть в нее не получится, поскольку основу игр составляли именно накладки, правила и карточки шедшие к этим играм.
Всего на Magnavox Odyssey было выпущено 28 игр. Сама по себе приставка умела совсем не много. Она могла выводить на экран всего три точки. Две из них были управляемыми игроками, одна не управляемая, символизировавшая мяч или нечто иное в зависимости от контекста игры. Также она могла выводить вертикальную черту, которая опять же в зависимости от контекста символизировала либо сетку в теннисе, либо стену, либо сетку в волейболе и т.д. и т.п.
Однако из такой ограниченности ресурсов выкрутились достаточно ловко, сделав к каждой игре цветную накладку на телевизор, которая превращала игровое поле в то, что было необходимо. И в зависимости от игрового поля белые квадраты перемещающиеся по экрану становились чем-то другим. Подсчитывать очки на тот момент приставка не умела и все это было оставлено на откуп игрокам. Очки подсчитывались вручную.
Наиболее приближенными к понятию компьютерных игр были пожалуй «Понг», классическая игра в которой игроки управляли двумя линиями по разным сторонам экрана отбивающими «мяч» и игры требовавшие для игры светового ружья. Для них на телевизор накладывались рисунки с мишенями.
Самое любопытное, что на тот момент была техническая возможность реализовать цветные задники для различных игр на приставке, однако от этой идеи отказались для удешевления приставки. Т.к. в случае реализации данной задумки она оказалась бы слишком дорогой и ее продажа была бы затруднена, кроме того цветные телевизоры начали появляться только в 50х годах и в 70х еще не имели достаточного массового распространения, чтобы делать ставку на данную особенность приставки.

Таким образом при максимальной простоте в 72 году Ральф Баер дал старт рынку домашних цифровых развлечений, который живет и процветает до нынешнего времени. С того времени прошло меньше 50 лет, и если сравнить игры с первой игровой консоли и любого нынешнего представителя видеоигр становится очевидно какой гигантский шаг сделала индустрия развлечений за такой небольшой по меркам истории период времени.